Специальность 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)»

В далеком 1937 году при открытии тогда механического техникума железнодорожного транспорта появились две специальности: вагонного и паровозного хозяйства. Первый выпуск состоялся в 1941 году — 14 техников-механиков паровозного хозяйства.

Шли годы, в связи с реконструкцией железнодорожного транспорта, с введением электрической и тепловозной тяги специальность «Паровозное хозяйство» также видоизменилась. В 1954 году состоялся первый набор на специальность «Электроподвижной состав», и, начиная с 1957 года, преобразовалась в специальность «Электротяговое хозяйство».

Развитие специальности, как в зеркале, отражало развитие отечественного и зарубежного электровозостроения, начиная с первых электровозов ВЛ 22 и ВЛ 60, эксплуатируемых на Иркутском и Улан-Удэнском отделениях, и кончая мощными и сложными восьмиосными и двенадцатиосными электровозами. Изучение этих электровозов соответственно требовало и совершенствования материально-технической базы специальности. Большую роль в этом сыграл коллектив преподавателей – специалистов: Наумов П.Т., Батурин Н.В., Ермилов Н.А., Белоглазов Г.К., Грязнов Н.В., Извеков О.А. и другие.

Очень много сделали для специальности Ермилов Н.А., имевший практический опыт работы в локомотивном депо станции Улан-Удэ, Сидорик Г.Д., Леонова Р.И. Технологическую и эксплуатационную практику студенты проходят во всех локомотивных депо дороги, после окончания которой получают права помощника машиниста. Выпускники специальности трудятся в основном в локомотивных депо ВСЖД бригадирами, мастерами, помощниками машиниста, машинистами и, совершенствуя свой образовательный и производственный уровень, проходят путь от слесаря до начальника депо.

В 1945 году окончил техникум Владимир Алексеевич Кондрашов. Вся его трудовая деятельность была связана с локомотивным депо станции Улан-Удэ. Работал кочегаром и помощником машиниста паровоза, затем машинистом тепловоза и электровоза. За добросовестный труд он награжден орденом Дружбы народов, юбилейной Ленинской медалью и медалью «Ветеран труда», в 1990 году ему была присуждена Государственная премия СССР. Кондрашов В.А. имеет значок «миллионера» за безаварийный пробег локомотива. Власовский С.В. — доктор технических наук, Толстихин Александр Михайлович — заместитель начальника Локомотивного депо.

Для обслуживания сложной современной техники на специальности изучаются такие дисциплины и междисциплинарные курсы, как «Инженерная графика», «Энергоустановки», «Электротехника», «Техническая механика», «Основы локомотивной тяги», «Автотормоза», «Электрические аппараты», «Электроника», «Информатика» и другие.

Традиции серьезного подхода, как к учебному процессу, так и к производственным задачам, закладывались ветеранами этой специальности. Выпускники трудятся на локомотиво-ремонтных заводах, в локомотивном депо по сети ВСЖД. Среди них — ведущие специалисты железнодорожной отрасли РФ, административный аппарат и преподаватели нашего учебного заведения.

Подготовка специалистов имеет почти вековую историю, которую начали преподаватели-инженеры с Паровозо-ремонтного завода. В настоящее время учебный процесс осуществляется в технически оснащенных кабинетах и лабораториях колледжа  высоковалифицированными преподавателями: Прейзнер Сергей Анатольевич,  Пономарёв Сергей Владимирович, Макунин Андрей Анатольевич, Фёдоров Юрий Владимирович, Федосеев Игорь Сергеевич. Чеботарёв Фёдор Иванович ушел на заслуженный отдых, помогает специальности систематизировать исторические хронику.

В настоящее время на специальности модернизируется материально-техническая база в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет».