Специальность 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»

В 1953 году открывается специальность «Промышленное и гражданское строительство», в 1977 году — «Строительство мостов и других искусственных сооружений». Выпускники — специалисты редкой профессии — разъехались по направлению на работу по участкам железной дороги от Кемеровской области до Хабаровского края, включая Байкало-Амурскую Магистраль.

Мощный и долговечный железнодорожный путь, высокоэффективная система его технического обслуживания, включающая надежный мониторинг состояния пути и систему информационного обеспечения путевого хозяйства, не могут качественно функционировать без профессионально подготовленных, знающих и думающих специалистов бригадиров, мастеров, руководителей путейских предприятий. В конце 80-х годов путевое хозяйство Восточно-Сибирской железной дороги остро испытывало недостаток  в высококвалифицированных кадрах среднего звена. Поэтому на основании приказа начальника дороги Г.П. Комарова о необходимости специалистов среднего звена в путевом хозяйстве на базе специальностей «Промышленное и гражданское строительство» и «Строительство мостов и других искусственных сооружений» была открыта специальность «Текущее содержание и ремонт пути» (ныне «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»).

Первые занятия по специальности начались 1 сентября 1994 года. Это событие связано с именем Владимира Александровича Душина человека инициативного, целеустремленного и требовательного. Он стал первым заведующим отделением «Путевое хозяйство».

Техникум приступил к подготовке необходимых для дороги дипломированных специалистов среднего звена бригадиров, дорожных мастеров. Обучение вели по таким специальным дисциплинам: «Железнодорожный путь», «Геодезия», «Машинизация путевых работ», Строительство железных дорог», «Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути» и др. В 1998 г. состоялся первый выпуск техников-путейцев, который, несомненно, улучшил качественный состав в ПМС и дистанциях пути Восточно-Сибирской магистрали. На специальности работал квалифицированный коллектив преподавателей: А.Н. Татарников, В.И. Мангадаева, Л.В. Берсенева, С.Н. Горбунов, А.В. Горбунова, А.А. Гордеева, которые вели активную работу по разработке учебных программ профессионального роста специалистов путевого хозяйства.

За 17 лет было выпущено более 500 молодых специалистов на очном и 400 на заочном отделении. Первый выпуск 23-х студентов состоялся в 1998 году.

Практически все выпускники получают распределение и востребованы на всех дистанциях пути Восточно-Сибирской железной дороги и в дирекциях по ремонту железнодорожного пути. Выпускники могут работать в должности: бригадира пути, дорожного мастера, начальника участка, техника околотка, техника участка, техника дистанции пути, оператора дефектоскопной тележки, бригадира мостовой бригады, а также на вакантных инженерных должностях дистанции пути и ПМС.

Дальнейшее развитие и укрепление отрасли непосредственно связано с уровнем подготовки путейских кадров и зависит от него.

Техник-путеец должен уметь планировать и организовывать работу коллектива дистанции пути при ремонте и эксплуатации железнодорожного пути, производить осмотры и ремонты пути и искусственных сооружений, обнаруживать неисправности, принимать меры по их устранению, проводить инструктаж по технике безопасности, вести документацию на искусственные сооружения, производить технико-экономические расчеты по деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

На протяжении 11 лет отделением руководил замечательный человек, заслуженный инженер РБ, отличник народного образования, Почетный железнодорожник Бондарев Олег Михайлович. В годы его руководства закладывался фундамент отделения, шло становление специальности, определялись принципы и методы работы.

С 2007 года отделение возглавляет Сластина Елена Геннадьевна преподаватель высшей категории, председателем цикловой комиссии является энергичный преподаватель, профессионал своего дела   Берсенева Лариса Владимировна.

На протяжении многих лет классными руководителями работали замечательные люди, про таких говорят педагоги от бога Ларченко Валентина Исаевна, Кушеев Николай Алексеевич, Пискун Любовь Карповна, Татарников Алексей Никитович, Абросимова Юлия Олеговна, Берсенева Лариса Владимировна, Горбунов Сергей Николаевич, Мельников Константин Алексеевич, Мангадаева Валентина Ивановна, Убогонова Нина Прокопьевна.

Специальность оснащена сложным комплексом различных устройств, механизмов, машин. Поэтому студенты изучают такие дисциплины и междисциплинарные курсы, как электроника, геодезия, машинизация, техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути и другие. Все занятия проводятся в специализированных кабинетах и лабораториях.

Для закрепления теоретических навыков, выполнения практических работ, приобретения профессиональных знаний, специальность имеет учебный полигон, который содержит практически все составные части железнодорожного пути это стрелочные переводы, переезды, железнодорожные пути, покиллометровый запас.

а будущее планируется уложить элементы различных типов мостового полотна, конструктивные элементы трубы, замена рельсо-шпальной решетки с деревянными шпалами на решетку с железобетонными шпалами с новыми промежуточными скреплениями. В настоящее время уже установлены два стационарных лубрикатора. На полигоне проводятся занятия для студентов очной и заочной форм обучения. Здесь студенты изучают технологию ремонта, изыскания  и строительства железнодорожного пути.

После окончания 3 курса студенты проходят технологическую практику на предприятиях путевого хозяйства всех отделений Восточно-Сибирской железной дороги. На этом этапе происходит более глубокое закрепление знаний, полученных ранее, идет проверка своих сил и становление студента как специалиста-путейца, осмысление правильности выбора профессии.

На сегодняшний день со студентами занимается дружный, работоспособный коллектив преподавателей: Сорока Елена Сергеевна, Андриевский Виктор Степанович, Львова Анжела Сергеевна, Лопатин Сергей Николаевич, Губенков Александр Сергеевич, способные раскрыть  таланты студентов и пробудить интерес к выбранной профессии.

В настоящее время на специальности модернизируется материально-техническая  база в рамках реализации Федерального проекта «Профессионалитет». Создан полигон железнодорожного пути с автоматизированным переездом.