Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны

Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта является одним из крупных средних учебных заведений сети железных дорог России и одним из ведущих ССУЗов Бурятии. Наряду с Иркутским институтом инженеров транспорта колледж входит в состав учебного центра Восточно-Сибирской железной дороги. Отсчет своей истории учебное заведение ведет от декабря 1937 года. Тогда приказом Народного Комиссариата Путей Сообщения от 3 декабря 1937 года на основании разрешения Совнаркома СССР в Улан-Удэ был открыт механический техникум железнодорожного транспорта с двумя специальностями: техник-механик вагонного хозяйства и техник-механик паровозного хозяйства. Техникум появился на свет как спутник индустриального гиганта Бурятии и Восточной Сибири Улан-Удэнского Паровозо-вагонного завода. Первым директором вновь созданного учебного заведения был назначен Педченко П.П. Тогда же началось строительство учебного корпуса, первая очередь которого была сдана к 1939 году.  Летом 1938 года был объявлен набор студентов дневного и вечернего отделения на паровозный и вагонный факультет. В техникум принимались «граждане обоего пола в возрасте от 15 до 30 лет, окончившие неполную среднюю школу или 7 классов, а также лица, окончившие подготовительные курсы. Все поступающие подвергались приемным испытаниям по следующим дисциплинам: русский язык и литература, математика, физика, география.

Первые занятия начались 1 сентября 1938 года в здании клуба «Примитив». На первый курс было зачислено 60 студентов. В числе первых преподавателей специальных дисциплин были инженеры ПВЗ.       

Первый выпуск состоялся в 1941 году и составил 21 человек: 14 техников-механиков паровозного хозяйства и 7 техников-механиков вагонного хозяйства. Великая Отечественная война,  особенно ее первый период, поставила железнодорожный транспорт в чрезвычайно тяжелые условия. Вводилась военная дисциплина, настало время безоговорочного выполнения приказов. В августе 1941 года в Сибирь начали прибывать эшелоны с ранеными. По указанию военного ведомства учебный корпус техникума был подготовлен под госпиталь. Коллектив техникума организовал достройку физкультурного зала, приспособив его под учебные занятия, и занятия велись в три с половиной смены. Несмотря на трудности военного времени, техникум за годы войны подготовил 197 молодых специалистов для народного хозяйства и оснащался учебным оборудованием и пособиями на общую сумму более 1 млн. рублей. Во внеурочное время коллектив преподавателей и учащихся оказывал большую помощь фронту. На заводе, в учебных мастерских техникума изготовлено оборонной продукции на сумму 107 тыс. рублей, отработано на заводе 33164 человека - дня, выполнено инструмента на 37 тыс. рублей железнодорожному транспорту и сельскому хозяйству.

   Собрано в фонд Красной Армии деньгами и облигациями на сумму 42360 рублей. Проводился сбор теплых вещей, и рассылались посылки с подарками участникам Отечественной войны. За оказанную помощь фронту коллектив техникума получил благодарность от И.В. Сталина. В 1943 году техникум был переведен в министерство тяжелого и транспортного машиностроения и стал называться машиностроительным техникумом железнодорожного транспорта. В этом же году был осуществлен набор по специальности техник-технолог по обработке металлов резанием, а в 1946 году введена специальность «Горячая обработка металлов».

Среди первых выпускников сурового 1942 года были братья Григорий и Семен Львы. Со студенческой скамьи ушел воевать Григорий Владимирович и погиб смертью героя на Курской дуге. Другой брат Семен Владимирович Лев после окончания техникума трудился помощником машиниста паровоза, старшим инженером и начальником отдела Улан-Удэнского отделения. Его сын Владимир Лев стал строителем после окончания отделения «Промышленного и гражданского строительства» колледжа. Выпуск 1943 года полностью был направлен на восстановление железнодорожного транспорта в город Сталинград. Среди них Горюнова Елизавета Андреевна, которая после войны вернулась в Улан-Удэ и более сорока лет проработала в вагонном депо станции Улан-Удэ бригадиром и мастером колесного цеха.

В годы Отечественной войны многие преподаватели и большое число учащихся сражались на фронтах против врага и получили высокие правительственные награды: учащемуся Иванову Игорю присвоено звание Героя Советского Союза; учащийся Двойнишников И. получил пять правительственных наград. Многие из ушедших на фронт со студенческой скамьи продолжили образование в техникуме после войны. Среди них Ермилов Н.А., Железнов К.М., Преловский Л.С., Красношапко В.А., Кравцов В.Г., Макаров К.И., Прокопьев П.И., Перфильев Н.П., Шитиков В.С. и др.   

В 1944 году с отличием закончила отделение «Вагонное хозяйство» Железнова Т.И., Почетный железнодорожник, Отличник народного просвещения РФ, Заслуженный учитель Бурятии. После окончания техникума работала по направлению в вагонном депо ст. Улан-Удэ в должностях от слесаря до старшего инженера. Закончила с отличием Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта и была направлена на педагогическую работу в техникум, где работала с 1955 года преподавателем, заведующим отделением «Вагонное хозяйство» с1962 по 1967, с 1967 по 1988 год заместителем  директора по учебной работе.

В победный 1945 год с отличием закончил «Паровозное отделение» Киселев Л.П., Почетный железнодорожник, Заслуженный учитель Бурятии. После окончания в 1952 году Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта стал преподавателем техникума, затем зав. вечернего отделения, заместителем директора по учебной работе, директором с 1967 по 1987 гг.