Статья об ИрГУПС на страницах газеты "Восточно-Сибирский путь"

Статья об ИрГУПС на страницах газеты "Восточно-Сибирский путь"
8 февраля 2022 - 09:14
В Иркутском госуниверситете путей сообщения завершён цикл исследований фундаментального характера в вопросах вибрационной защиты и технологий.

Долгие годы учёные школы Сергея Елисеева вели работу, результатом которой стала монография «Методология системного анализа в задачах оценки, формирования и управления динамическим состоянием технологических и транспортных машин». В авторской группе, благодаря которой увидел свет собранный воедино большой научный труд, – Сергей Елисеев, Андрей Елисеев, Роман Большаков и Андрей Хоменко.

Основатель научной школы «Вибрация. Вибрационная защита и вибрационные технологии» Сергей Елисеев в прошлом году покинул нас навсегда. Учёный с мировым именем, отличившийся в вопросах создания и развития методов теоретической и прикладной механики, теории механизмов и машин, теории колебаний, динамики управляемых машин, мехатроники, робототехники и автоматизации технологических процессов, изобретатель и организатор доктор технических наук, профессор. Он оставил своим ученикам вместе с наработанным багажом научных трудов ещё и большой задел в виде идей и планов. Их у него немало. Под руководством Сергея Викторовича или при его активном участии защитили диссертации на соискание степени кандидата, доктора технических наук более 70 человек. Треть из них по сей день трудится в ИрГУПСе.

В 2015 году в Российской академии естествознания по достоинству оценили заслуги иркутянина в вопросе создания научной школы вибрационной защиты и вибрационных технологий, выдав ему сертификат о присвоении почётного звания основателя сообщества.

Представитель плеяды этой научной школы Роман Большаков из числа тех, кто молод, но уже с опытом и весомыми результатами за плечами. Доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой» вуза 11 лет назад окончил его, приняв твёрдое решение заняться научной и преподавательской деятельностью. За эти годы он защитил диссертацию на тему определения динамических взаимодействий между элементами систем вибрационной защиты на основе метода структурных преобразований, преуспев в работах фундаментального характера и решении задач, близких к прикладным.

Только в его личном багаже достижений, которые учёный имеет также благодаря тому, что работал под началом Сергея Елисеева, более 40 патентов на изобретения, а разработок с охранными документами в масштабах школы, наверное, не на один порядок больше. И разбег назначения изобретений большой – от фундаментальных методик до решения задач прикладного характера.

В числе последних таких проектов, над которыми трудилась группа авторов из ИрГУПСа, – «Модернизированный грузовой вагон». Предлагаемая модель имеет дополнительную тележку, которая позволит снизить негативное влияние вибрационных процессов на подвижной состав во время движения.

Другой патент на изобретение, также предназначенное для применения на железнодорожном транспорте, представлен методикой, позволяющей проводить испытания искусственных сооружений. Изобретение примерно такого же плана есть и для путейского комплекса. На основе разработки можно будет составлять карты динамической жёсткости пути на основании оценки состояния верхнего строения.

«Наука не должна быть оторвана от производства, – говорит Роман Большаков. – Работы фундаментального характера школы Елисеева дают возможность оценивать динамическое состояние инфраструктуры, выдавать рекомендации по модернизации вагонов, локомотивов, рациональному размещению груза в подвижном составе, срокам межремонтных пробегов. Это, в свою очередь, экономия времени и средств. А ещё решение вопросов безопасности движения на железной дороге».

Кстати, работы, касающиеся оценки состояния Северомуйского тоннеля, учёные ИрГУПСа проводят, опираясь на фундаментальные подходы школы Елисеева. «Мы одни из лидеров среди учёных страны в вопросах динамики», – говорит уже от имени коллег и в память о своём учителе Роман Большаков, ссылаясь на высокий индекс научного цитирования, широкое применение созданных школой моделей в разных транспортных отраслях, на производстве оптического оборудования и подтверждая сказанное примерами сотрудничества с техническими вузами России и других стран, конструкторскими объединениями Сибири.

Поэтому и задача, которая сегодня стоит перед учёными вуза, занимающимися вопросами вибрационной защиты и связанных с ней технологий, в том, чтобы преумножать достижения.

Декан факультета «Управление на транспорте и информационные технологии» Алексей Димов, также выпестованный школой Елисеева, убеждён: фундаментальные подходы в научной деятельности так или иначе должны находить своё отражение в практической реализации на железнодорожном транспорте, в промышленности и, конечно, в подготовке студентов, которые завтра придут в компанию «РЖД» дипломированными инженерами.

По материалам газеты "Восточно-сибирский путь":
Собственник фото:
Архив ИрГУПС