Научный полк ИрГУПС

Научный полк ИрГУПС
21 апреля 2022 - 12:03
В 1938 году НИИЖТ (Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта) выпустил первых военных инженеров по организации движения и грузовой работе. Многие из тех студентов, кто начинал учиться в Иркутске, ушли на фронт и сражались за победу над фашистской Германией.

Те, кто остался в живых, начали восстанавливать разрушенную транспортную инфраструктуру страны, многие стали преподавателями и сотрудниками ИрИИТ (ИрГУПС). Все они бережно хранили память о страшном времени, рассказывая молодому поколению будущих железнодорожников о том вкладе, который внесли бойцы железнодорожных войск в победу над фашистской Германией.

В течение двух месяцев мы будем рассказывать вам о героях Великой Отечественной войны, а в последствиях преподавателях и сотрудниках ИрИИТ (ИрГУПС).

Николай Петрович Белоконь родился 30 ноября 1922 г. в селе Недогарки Градежского района Полтавской области. По семейным обстоятельствам родители переехали жить в город Мценск Орловской области, где Николай Петрович пошел учиться и окончил среднюю школу.

В августе 1941 года местным райвоенкоматом 18-летний Николай был призван в ряды Красной Армии. Военную службу проходил рядовым в составе 64-го стрелкового полка 258-й Краснознаменной стрелковой дивизии и принимал участие в боях за Родину на Северо-Западном направлении и под Сталинградом.
«Затяжные бои порой изматывали солдат. Приходилось сидеть в сырых окопах сутками, смена караула приходила только ночью, тогда можно было перекусить и немного отдохнуть. Несмотря на усталость и суровые условия, солдаты мужественно воевали и даже не болели».

Во время войны Николай Петрович был дважды ранен в правую ногу. После ранения, с 1942 по 1943 г., – поправлял свое здоровье, находясь на лечении в госпитале города Бийска Алтайского края.

За успешное выполнение боевых заданий и проявленную храбрость Николай Петрович Белоконь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1944 г. был награжден медалью «За боевые заслуги», а позднее – медалью «За победу над Германией».

До победного салюта старший инженер-лейтенант Николай Белоконь был демобилизован. Война еще продолжалась, когда молодой офицер жадно устремился к знаниям и был зачислен в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта на факультет «Эксплуатация железных дорог».

После окончания вуза, в 1948 году молодой специалист был направлен работать на станцию Черемхово Восточно-Сибирской железной дороги, затем – в Улан-Удэ, где в разные годы занимал должности от старшего инженера станции до главного инженера и старшего инспектора по контролю исполнения при начальнике 3-го отделения ВСЖД.
В 1956 году Николай Петрович окончил вечерний факультет университета марксизма-ленинизма. Получение образования в престижном учебном заведении было мечтой и предметом гордости многих советских людей. Диплом давал право преподавания политических дисциплин в системе партийного просвещения.

С начала 1962 г. Николай Белоконь совмещал выполнение обязанностей заведующего Улан-Удэнского УКП (учебно-консультационного пункта) Иркутского филиала НИИЖТ (Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта) с преподавательской деятельностью по дисциплине «Графика». В феврале этого же года коммунист Белоконь был назначен на должность начальника УКП НИИЖТ.
За свой безупречный труд Николай Петрович неоднократно награждался благодарственными письмами и грамотами, знаками «Победитель социалистического соревнования» и «Почетный железнодорожник».

Государственные награды Николая Петровича:

Орден:
Отечественной войны I степени

Медали:
«За боевые заслуги», 4 мая 1944 г.
«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
«За отвагу»

Знаки:
«Победитель социалистического соревнования»
«Почетный железнодорожник»
Автор фото:
Собственник фото:
Архив ИрГУПС