21. 04. 2021, среда, числитель
EN

История создания Иркутского государственного университета путей сообщения

Исторический очерк 

Железнодорожные учебные заведения в Иркутске возникали не на пустом месте — это было веление времени и сложившихся обстоятельств. Еще царский господин Ревизор образовательных учреждений А. Линьчукский в феврале 1910 г. докладывал высокой комиссии в Санкт-Петербурге об обязательном открытии в Иркутске железнодорожного учебного заведения, обосновывая это тем, что дипломированные специалисты «приезжают и поступают на службу в такой далекой окраине только при условии сравнительно высокого вознаграждения и затем остаются здесь до тех пор, пока не открывается место, даже с низшим окладом жалования, в Европейской России».

Вот, что господин Ревизор еще пишет в своем докладе: «…большая часть таких ответственных должностей, как паровозных машиниста и его помощника, дорожного мастера, артельного старосты, надсмотрщика телеграфа, весового мастера и других замещается на дороге преимущественно практиками, отсутствие технического образования коих нередко сказывается более или менее крупными дефектами на деле».

Но случилась Первая мировая война, затем революция, Гражданская война с ее колоссальной разрухой на всей территории страны, и вернулись к этому вопросу уже советские партийные и правительственные органы.

В июне 1931 г. Центральный Комитет партии на очередном заседании рассмотрел вопросы по развитию железных дорог Сибири. Следом Восточно-Сибирский партийный крайком, опираясь на решения ЦК, принял свои постановления по данному вопросу. В одном из пунктов итоговой резолюции члены крайкома единогласно утвердили решение об открытии в Иркутске транспортного вуза. 

13 октября 1932 года вышел приказ НКПС «О строительстве Восточно-Сибирского института инженеров железнодорожного транспорта», который закрепил начинания в становлении втуза в Иркутске. Благодаря этому, уже к 1934 г. институт решил основные проблемы с общежитиями и учебными корпусами, переехал в новые шесть двухэтажных зданий, увеличил принимаемый контингент студентов, улучшил качественный состав ППС, куда вошли выпускники МИИТа и Томского СИИПСа, появились первые кандидаты наук. 

3 марта 1934 г. вышел приказ Народного комиссара путей сообщения А.А. Андреева № 42/Ц «О разукрупнении Томской и Забайкалькой железных дорог и образовании Восточно-Сибирской железной дороги». Таким образом, для Восточно-Сибирского института инженеров железнодорожного транспорта все складывалось более чем благоприятно. Однако 8 апреля 1934 г. вышел приказ Наркома № 87/Ц «Об объединении Иркутского и Новосибирского институтов инженеров транспорта и о мероприятиях по укреплению работы ТомИИТа и НИИТа». 

Но упование на подготовку инженерно-технических кадров транспортными вузами Западной Сибири и европейской части страны в нужной мере себя никак не оправдало, лишь четверть из них оставались работать на местах по распределению. Поэтому открытие в Иркутске спустя 21 год учебно-консультационного пункта ВЗИИТа было закономерным и стало началом возрождения в Иркутске полноценного и самостоятельного железнодорожного института, так необходимого ВСЖД. Сейчас это покажется удивительным и просто невозможным, но в 50-е и даже 60-е годы среди низшего звена работников ВСЖД было не малое число совершенно безграмотных людей, не умеющих ни читать, ни писать. Среди среднего и даже высшего звена дороги на инженерных должностях трудились работники, не имеющие никакого технического или управленческого образования, полагаясь лишь на собственный опыт, зачастую давно уже не прогрессивный. На некоторых участках отсутствие дипломированных специалистов доходило до семидесяти процентов.

Итак, 14 января 1955 года вышел приказ министра высшего образования за номером 28 об открытии с 1 апреля в городе Иркутске учебно-консультационного пункта Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта. 

27 июля ГУУЗ МПС издает приказ о переподчинении Иркутского УКП с 1 сентября 1956 года Хабаровскому институту железнодорожного транспорта, в стенах которого как раз образовался заочный факультет. В 1958 году Иркутский УКП ХабИИЖТа праздновал первую победу. Защитили дипломные проекты и получили заслуженно высшее образование четыре выпускника, начавшие учебу еще во ВЗИИТе. Начальник ВСЖД Т.Г. Ермаков, видя несомненную пользу от Иркутского УКП, уже в приказном порядке стал отправлять на учебу начальствующий состав, все еще не имеющий высшего образования.

Иркутский транспортный УКП благодаря усилиям коллектива и его начальника В.С. Дорошенко уверенно продолжал развиваться. В апреле 1961 года в нем обучалось 1062 человека, 480 из которых иркутяне. Тридцать пять студентов успешно вышли на дипломирование. Все говорило за то, что Иркутский УКП по своим показателям давно вырос до уровня филиала и 29 апреля 1961 года за подписью заместителя министра путей сообщения П. Матвейцева на свет появился приказ № -10077 о переводе Иркутского УКП ХабИИЖТа в его же филиал.

Однако, новый начальник ВСЖД генерал-директор тяги I ранга Борис Константинович Саламбеков, исходя из территориальной целесообразности, добивается перевода с 27 декабря 1961 г. Иркутского филиала ХабИИЖТа в филиал НИИЖТа. Уже в 1963 году в Иркутском филиале НИИЖТа обучалось 2300 студентов. Среди них был и будущий начальник ВСЖД и ОЖД Геннадий Павлович Комаров. Было подготовлено 246 специалистов для проведения электрификации ВСЖД. Пятьдесят инженеров-паровозников были переквалифицированы по новым востребованным специальностям.

За первую советскую семилетку с 1958 по 1965 года Иркутский УКП, а затем филиал подготовил 583 специалиста высшей квалификации, из них защитили дипломные проекты на «отлично» 264 человека и на «хорошо» — 259. Многие рядовые работники, получив образование в филиале, заняли руководящие должности.

По просьбе Бориса Константиновича Саламбекова и согласии министерства путей сообщения 3 декабря 1965 г. ректор НИИЖТа Николай Павлович Кондаков подписывает приказ за номером 1174 о переводе Абаканского, Красноярского и Улан-Удэнского УКП в прямое подчинение Иркутскому филиалу. Это превращало Иркутский филиал в центр обучения, охватывающий почти все станции ВСЖД. С этого момента начал зарождаться мощный учебный комплекс железнодорожного транспорта в Восточной Сибири.

С возрождением строительства Байкало-Амурской магистрали в 1974 году дефицит квалифицированных кадров стал настолько болезненным, что окончательно вернул на повестку дня вопрос быть или не быть в Иркутске полноценному профильному вузу, и 18 июля 1975 г. приказом № 1534 Министерство путей сообщения открывает  Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта (ИрИИТ).

Первым ректором института стал доцент Поздеев Владимир Николаевич, до этого работавший директором филиала НИИЖТа.

Вместе с проректором по учебной и научно-исследовательской работе Александром  Игнатьевичем Проценко они начали работу по формированию вузовской структуры. Первоначально было создано два факультета: дневной «Строительство и эксплуатация железных дорог» и вечерне-заочный. Далее в институте активно начали создаваться новые кафедры, научно-исследовательские лаборатории. В 1976 году был открыт Братский учебно-консультационный пункт. В 1977—78 годах в структуру института входили четыре учебно-консультационных пункта: Абаканский, Красноярский, Улан-Удэнский и Братский. В 79-м году открылся еще и Северобайкальский УКП.

В 1980 году ректором ИрИИТа назначен доктор технических наук, профессор Гура Георгий Степанович. По данным на 1981 года в институте обучалось более 4 тысяч студентов на трех отделениях: дневном, вечернем и заочном. Профессорско-преподавательский состав состоял из 127 человек, в том числе 27 из них имели научные степени и звания.

В 1982 году ректором был утвержден кандидат технических наук, доцент Рыжиков Владимир Георгиевич. В этом же году было построено новое здание института на улице Чернышевского.

Несмотря на многие объективные трудности, вуз начал активно развиваться и уже через 10 лет в нем обучалось более 5000 студентов, работало 18 кафедр на 4 факультетах, имелось 5 УКП. Все эти годы молодой вуз неуклонно повышал уровень учебно-воспитательного процесса, поднимал уровень научного потенциала.  Так, например, ученые института организовали и приняли непосредственное участие в выездной сессии научного совета АН СССР по проблеме «Физика прочности и пластичности» в Иркутске, выступали с докладами на европейском международном трибологическом конгрессе в сентябре 1981 года в столице Польши Варшаве.  Спортивные достижения ИрИИТа гремели не только на всю страну, но и на весь мир. Например, вице-чемпион Европы 1979 г., чемпион Европы 1980 г. двадцатилетний студент Константин Волков в 1980 г. стал серебряным призером XXII Олимпийских игр. Это был первый олимпийский успех в истории всех советских шестовиков страны. На международных соревнованиях среди железнодорожников Европы студент ИрИИТа А. Кузьменко занял второе место, студент Г. Сутырин — пятое. На международных соревнованиях «Дружба-84» К. Волков занял первое место, А. Крупский — третье, П. Богатырев — четвертое. На чемпионате СССР по легкой атлетике в эстафетном спринте чемпионом стал студент А. Золотарев, он же получил бронзу в беге на 200 метров. В институте в то время трудились более 460 сотрудников и на 18 кафедрах 168 преподавателей, из которых 54 кандидаты наук и доктора наук. В 1985 году в институт было принято сразу 350 абитуриентов на очное обучение и 725 на заочное. Всего обучался 5031 студент, из них 1316 на дневном и 3715 человек — на вечерне-заочном отделении. За десять лет институт выпустил 1637 инженеров железнодорожного транспорта и транспортного строительства. План по выпуску специалистов в 1985 году был перевыполнен. В 1986 году институт начал принимать иностранных студентов – граждан Монголии.

Первым избранным ректором вуза стал Леонид Петрович Сурков. Выборы состоялись в 1987 году. Вуз продолжал развиваться, появлялись все новые кафедры. К началу 90-годов коллектив уже имел Государственную премию за большую научно-исследовательскую работу. Свое 20-летие институт отметил еще более весомыми достижениями. В его структуре уже имелись 21 кафедра, к факультетам: «Управление процессами перевозок», «Строительство железных дорог», «Электромеханический» и «Вечерне-заочный» — добавились «Гуманитарный» и два общетехнических. Последние выросли из получивших более высокий статус Красноярского и Северобайкальского УКП. Продолжали укрепляться Абаканский, Братский и Улан-Удэнский учебно-консультационные пункты. 

  • В 1992 году была утверждена программа строительства главного учебного корпуса института с инженерно-технической базой и новым общежитием.
  • В 1993 году открылся прием в аспирантуру ИрИИТ. В этом же году был создан Восточно-Сибирский учебный центр, в состав которого вошли ИрИИТ, Улан-Удэнский железнодорожный колледж и лицей №42. Впервые в системе МПС в 1993 г. при институте была создана и постоянно совершенствовалась система непрерывного образования, которая включала головной вуз со своим подготовительным отделением, Улан-Удэнский железнодорожный колледж, и технический лицей в г. Иркутске под единым названием «Восточно-Сибирский учебный центр». Уже вскоре в него влились линейные специализированные классы региона и ВСЖД, а также Иркутская детская железная дорога. 
  • В 1994 году ИрИИТ получил лицензию Госкомвуза России на право ведения общеобразовательной деятельности в сфере среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования.
  • В 1995 году состоялась защита первой в ИрИИТе докторской диссертации, в этом же году создали Улан-Баторский УКП для работы со студентами заочного факультета – гражданами Монголии.
  • В 1996 году Северобайкальский ОТФ преобразован в филиал ИрИИТа. А в 98 году филиалами института также стали Братский, Абаканский и Улан-Удэнский учебно-консультационные пункты.
  • Также в 1998 году была открыта докторантура ИрИИТа и был создан Иркутский филиал Сибирского научного центра Академии транспорта России.

К началу 2000 годов завершилось строительство первой очереди блоков учебного корпуса общей площадью 13,6 тысячи квадратных метров и нового общежития.

Спустя четверть века упорного труда коллектива институт вырос в современный учебно-научно-образовательный комплекс с социально-производственной инфраструктурой. К этому времени ИрИИТ получил общежитие улучшенной планировки, современные учебные корпуса, достойно украшающие архитектурный облик Иркутска. Созданы новые специализированные лаборатории, библиотека с несколькими читальными залами, конференц-зал, открылись аспирантура и докторантура, начали работу Советы по защите кандидатских диссертаций, приступил к работе учебно-производственный центр «Академическая».  

На базе ИрИИТа начинает действовать Восточно-Сибирский филиал Сибирского научного центра Академии транспорта РФ, в семи секциях которого работают более 40 ученых института и Восточно-Сибирского региона. 

2002 года ректором ИрГУПС стал доктор технических наук, профессор Андрей Павлович Хоменко. 

В апреле 2002 года указом МПС России Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта переименован в ведение ИрГУПС передали Красноярский филиал и Забайкальский институт железнодорожного транспорта.

В 2005 г. по решению Правительства Российской Федерации ИрГУПС преобразован в отраслевой университетский образовательный комплекс, в который к уже имеющимся УКП в городе Улан-Батор, Красноярскому и Забайкальскому институтам, Северобайкальскому, Братскому, Абаканскому филиалам входят Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта, а также Читинский и Красноярский техникумы железнодорожного транспорта. Это правительственное решение создало условия и возможности для реализации крупных образовательных программ и проектов разных уровней, позволило повысить эффективность использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных и других ресурсов. Оно позволило не только успешно выполнять кадровые обязательства перед отраслью, но и сделало Университет опорным вузом, способным реализовать многие аспекты стратегии Министерства транспорта по транспортному развитию Востока России.

Следующие 16 лет вуз уже наращивает внутренние резервы, за это время сформировалась единая система подготовки в рамках двух уровней образования – среднее профессиональное и высшее. Качество подготовки специалистов в иркутском вузе подтверждается впервые опубликованными в 2015 году данными Минобрнауки РФ о трудоустройстве выпускников вузов РФ. Иркутский государственный университет путей сообщения вошел в десятку вузов Сибирского федерального округа, чьи выпускники наиболее востребованы на рынке труда. 

Текст подготовлен с использование материалов, предоставленных В.В. Гасельником для книги 210 лет транспортному образованию